В словосочетании "Зеленоградский фестиваль уличного перформанса" самым
удивительным словом является слово "зеленоградский". Последние пять лет
актуальное искусство активно завоевывало себе место под солнцем, постепенно
превращаясь из маргинального, не всегда понятного, странного и иногда
пугающего явления в важнейшую часть современной культурной жизни. Процесс
этот затрагивал в первую очередь крупные российские города, но благополучно
обходил стороной навсегда застывший между Москвой и "не Москвой" Зеленоград.
По вполне понятным социальным, культурным и географическим причинам, все
новейшие художественные веяния не оказывали никакого влияния на местную
художественную ситуацию. Нас практически не коснулся нонконформизм 1960-х,
не говоря уже о московском концептуализме 1970-х и брутальном московском
акционизме 1990-х.
Сейчас новейшие средства коммуникации, объявив войну географии, уничтожили
расстояния. Общение между близкими по духу людьми упростилось до предела, а
информация о последних событиях мировой художественной культуры стала
общедоступной. Еще сложно осознать все последствия информационной революции
для местной художественной ситуации, но одно очевидно - назад дороги нет.
Фестиваль уличного перформанса в Зеленограде, совершенно немыслимый еще
год назад, был бы невозможен без интернета и других цифровых технологий,
как был бы невозможен без появления нового поколения художников, родившихся
в 1980-ые годы. Можно констатировать, что в Зеленограде меньше чем за год
спонтанно сложилось художественное сообщество нового типа, ориентированное
на базовые ценности актуального искусства: открытость, инновацию,
коммуникацию.
В отличие от "Молодых художников г. Зеленограда", выставивших несколько
месяцев назад свои работы на одноименной выставке в префектуре, участники
"Первого зеленоградского фестиваля уличного перформанса" не заканчивали
художественных школ и вузов. Среди них практически нет живописцев и графиков.
Они входят в искусство с черного хода, как почти все великие художники
конца ХХ века и еще заявят о себе.