19 сентября в 14.00 на Площади Юности в пройдет "Первый зеленоградский фестиваль уличного перформанса". В течение двух часов пятнадцать участников проведут 12 перформансов, затрагивающих самые разнообразные социальные и эстетические проблемы. Мы связались с участниками фестиваля и задали им несколько вопросов.
- Как, кому и почему пришла идея о проведении первого фестиваля зеленоградского уличного перформанса?
Александр Бернс: Идея Алексея Звероловлева. Он опубликовал ее на форуме горсети несколько месяцев назад. Странная эта затея получила поддержку и мы начали работать над фестивалем. Алексей Звероловлев: Вообще-то эта идея витала в воздухе, я о чем-то подобном думал с того самого момента когда впервые услышал о существовании флеш-моба. Но, честно говоря, первоначальная идея была немного другой. Я полагал, что фестиваль перформанса будет симуляционной акцией, наподобие той когда участники зеленоградских флеш-мобов изображали поэтов у памятника Пушкину. К моему удивлению, все отнеслись к фестивалю очень серьезно, так что нам предстоит самый настоящий фестиваль уличного перформанса, а не очередной флеш-мобберский прикол. Тимофей Сорокин: К тому же далеко не все участники фестиваля замечены в рядах мобберов. Флеш-моб тут сыграл роль посредника между молодыми людьми которые ничего не слышали о современном искусстве и самим современным искусством. Если бы современное искусство преподавали в школах, такой фестиваль мог бы состояться еще лет десять назад, правда с другими участниками. А.Б. Да, современное искусство неплохая область приложения сил для продвинутой молодежи. Недаром оно завоевывает умы и становится все более и более популярным, и, к сожалению, модным. А.З. А еще современное искусство - кратчайшая дорога к славе :)))
- Что отличает фестиваль перформанса от флеш-моба?
Т.С. Прежде всего, флеш-моб и перформанс - разные вещи, хотя довольно близкие. Если участники флеш-мобов могут позволить себе не задумываться о художественном смысле происходящего, то перформансист в своем жесте осознано предъявляет себя миру. Есть и другие отличия. Например, фестиваль перформанса лишен внезапности, иначе мы бы не давали сейчас интервью и не готовились к этому мероприятию так напряженно. А.Б. Кроме того, если флеш-моб не предполагает никакой ответственности участников за происходящее, во всяком случае посредством голосования при выборе сценария ответственность распределяется на всех участников, то перформанс, как и искусство вообще - сфера индивидуальной ответственности. А.З. Естественно, участники фестиваля понимают, что в случае чего они лично отвечают за свои действия. А.Б. В нашем случае вряд ли кому-то придется за что-то отвечать, ни один из перформансов не предполагает какой-либо агрессии, даже самый радикальный из них вряд ли тянет на мелкое хулиганство. Я, конечно, имел ввиду в первую очередь моральную ответственность. Т.С. Тем более, когда речь идет об искусстве, употребление слова "хулиганство" абсолютно неуместно.
- Среди участников не будет живописцев и графиков. Что же объединяет всех участников?
А.З. Живописцы есть! Это я. Кстати, один из участников, Виктор Петрук как-то упоминал что рисует. Вообще-то мы не интересовались занимается ли кто-нибудь живописью или графикой. С точки зрения перформанса это, как говорят теоретики искусства, иррелевантно. А действительно, что же их объединяет? А.Б. Их ничего не объединяет. Не все живут в Зеленограде, не все участвовали во флеш-мобах, даже интернетом и то не все пользуются. Т.С. Их объединяет желание делать перформансы!
- Перформансы участники придумывали сами?
А.З. Совершенно верно. На сайте фестиваля мы сделали страничку "Курс начинающего перформансиста", чтобы ввести потенциальных участников в контекст искусства перформанса, плюс к этому в форуме было опубликовано что-то вроде методологии придумывания перформансов. Простые приемы, позволяющие генерировать новые идеи. А.Б. Кажется Тимофей подарил кому-то идею одного перформанса. Т.С. Это так, но реальность внесла в нее свои коррективы.
- Кто выступит координатором всего действа?
Т.С. Само действо не особенно нуждается в координации. Каждый участник в нужное время окажется на нужном месте и исполнит свое произведение. А.Б. Но у нас есть специальные люди, которые должны облегчить зрителям перемещение от перформанса к перформансу.
- Какую роль сыграл Зеленоградский Союз Художников в подготовке фестиваля?
Т.С. Они оказали нам моральную поддержку. Сказали что мы молодцы. Оказывать моральную поддержку легче, чем самим что-нибудь организовывать! А.З. Зато они помогли нам с материалами для "Курса начинающего перформансиста", ни у кого почему-то не оказалось нужных фотографий Олега Кулика и материалов по легендарной перф-группе 1970-х "Коллективные действия". Вообще-то мы никого из них не видели, как это сейчас часто бывает, ограничились виртуальным общением. А.Б. Они странные какие-то, даже ссылку на наш сайт не поставили...
- Примут ли участие в нем члены ЗСХ?
Т.С. Может быть придут в качестве зрителей. Приглашение мы им отослали. А.Б. Спасибо за вопросы, ждем всех на фестивале!