С начала 20-го века, с появления первых радикальных движений, таких, как
авангард и кубизм, искусство стремится выдвинуть на первый план
проблематику, причем постоянно - новыми средствами. Современное искусство
направленно на постоянный поиск нового, отказ от старых форм и при этом -
установления акцента на какой-то проблематике максимально ярким путем.
В этом свете таким явлениям, как перформанс, акционизм проще найти какое-то
место в сфере искусства. Бессмысленно кроить и представлять все по старым
канонам - другое время, другими становятся люди и проблематика, и
творческие методы должны изменятся не менее.
Происходят изменения и в сознании самого художника. Старые рамки
визуального ряда тесны - приходится изобретать новые, где творчество уже не
постановка проблемы и даже не способ её решения, а новый угол зрения на
объективную реальность. Дикий и непривычный угол зрения для "просвещенного
веком гуманизма" холеного обывателя, привыкшего видеть все лишь с
колокольни своего дома - своей крепости, ласкового к домашним собачкам и
равнодушного ко всему остальному миру. Художнику мало быть "развлекаловкой"
для обывателя - он должен преобразить мир. И перформанс - не сплав
визуального и пластичного искусства, нет, перформанс - способ работы
художника.
Перформанс зародился в 70-х годах, и за прошедшие годы из маргинального
явления, экспериментов отдельных групп, сильно расширился до чуть не
повального увлечения в среде, связанной с концептуальным искусством. Для
художников перформанс стал популярным методом, и отнюдь уже не новым.
И вот теперь - флэш-моб. Визуальная сторона такого действа во многом
идентична перформансу. А внутренняя? Тут надо сделать небольшое
отступление.
Взаимоотношения творческой элиты и остального социума неоднократно
подвергались разнообразным анализам. Наиболее интересно здесь культурный
обмен - то, что апробируется в арт-тусовке, со временем (большим или
меньшим - в зависимости от обстоятельств) усваивается масскультом. При
этом, конечно же, редуцируется вся свежесть и острота идеи, её подтекст и
цель. Масскульт не просто усваивает идеи творческой элиты - он их
переваривает, с безразличием крупного рогатого скота, пережевывающего
жвачку.
Не секрет, что большинство участников ф-мобов воспринимает акции
исключительно как повод оторвать задницу от персоналки и поразвлечься, а не
как какой-то творческий акт. Ф-моб, зарождавшийся как массовый перформанс,
разделился на две части - ф-моб и смарт-моб. Первая часть уже определенно
стала популярной развлекаловкой, а вторая не слишком далеко ушла от
"обычных" акций.
Хотя, возможно, появится некий сплав ф-моба и перформанса. Нет, не "умные"
акции смарт-моба, а некие массовые вещи, построенные с соблюдением
особенностей флэш-моба, но выходящие за его пределы.
Тут "Зеленоградский фестиваль уличного перформанса" может быть одним из
первых представителей подобного сплава, который, возможно (а чем черт не
шутит?), сможет дать ситуации с ф-мобами и перформансами глоток свежего
воздуха.
С виду - Фестиваль должен представлять просто достаточно крупную акцию
арт-тусовки. Но это не просто серия перформансов - это почти ф-моб, ведь
его участники, по большей части, не принадлежат арт-тусовке, а просто
активные участники акций в рамках мобов.
Так то, что перформанс живет - и развивается! - очевидно. А развиваясь,
постепенно усваивается обывателями - что тоже очевидно. Когда-то картины
кубистов и фовистов шокировали публику - теперь же они служат украшением
интерьера. Но всегда найдутся люди, готовы предложить ещё один, совершенно
новый творческий взгляд на действительность.