Первый зеленоградский фестиваль уличного перформанса

Главная   Пресс-релиз   Участники   Документация   Публикации   КНП   Гостевая книга   Ссылки  
Rambler's Top100

Публикации

Ощутить себя дикарем среди Миклухо-Маклаев.

       С начала 20-го века, с появления первых радикальных движений, таких, как авангард и кубизм, искусство стремится выдвинуть на первый план проблематику, причем постоянно - новыми средствами. Современное искусство направленно на постоянный поиск нового, отказ от старых форм и при этом - установления акцента на какой-то проблематике максимально ярким путем. В этом свете таким явлениям, как перформанс, акционизм проще найти какое-то место в сфере искусства. Бессмысленно кроить и представлять все по старым канонам - другое время, другими становятся люди и проблематика, и творческие методы должны изменятся не менее. Происходят изменения и в сознании самого художника. Старые рамки визуального ряда тесны - приходится изобретать новые, где творчество уже не постановка проблемы и даже не способ её решения, а новый угол зрения на объективную реальность. Дикий и непривычный угол зрения для "просвещенного веком гуманизма" холеного обывателя, привыкшего видеть все лишь с колокольни своего дома - своей крепости, ласкового к домашним собачкам и равнодушного ко всему остальному миру. Художнику мало быть "развлекаловкой" для обывателя - он должен преобразить мир. И перформанс - не сплав визуального и пластичного искусства, нет, перформанс - способ работы художника. Перформанс зародился в 70-х годах, и за прошедшие годы из маргинального явления, экспериментов отдельных групп, сильно расширился до чуть не повального увлечения в среде, связанной с концептуальным искусством. Для художников перформанс стал популярным методом, и отнюдь уже не новым. И вот теперь - флэш-моб. Визуальная сторона такого действа во многом идентична перформансу. А внутренняя? Тут надо сделать небольшое отступление.
      Взаимоотношения творческой элиты и остального социума неоднократно подвергались разнообразным анализам. Наиболее интересно здесь культурный обмен - то, что апробируется в арт-тусовке, со временем (большим или меньшим - в зависимости от обстоятельств) усваивается масскультом. При этом, конечно же, редуцируется вся свежесть и острота идеи, её подтекст и цель. Масскульт не просто усваивает идеи творческой элиты - он их переваривает, с безразличием крупного рогатого скота, пережевывающего жвачку. Не секрет, что большинство участников ф-мобов воспринимает акции исключительно как повод оторвать задницу от персоналки и поразвлечься, а не как какой-то творческий акт. Ф-моб, зарождавшийся как массовый перформанс, разделился на две части - ф-моб и смарт-моб. Первая часть уже определенно стала популярной развлекаловкой, а вторая не слишком далеко ушла от "обычных" акций. Хотя, возможно, появится некий сплав ф-моба и перформанса. Нет, не "умные" акции смарт-моба, а некие массовые вещи, построенные с соблюдением особенностей флэш-моба, но выходящие за его пределы. Тут "Зеленоградский фестиваль уличного перформанса" может быть одним из первых представителей подобного сплава, который, возможно (а чем черт не шутит?), сможет дать ситуации с ф-мобами и перформансами глоток свежего воздуха. С виду - Фестиваль должен представлять просто достаточно крупную акцию арт-тусовки. Но это не просто серия перформансов - это почти ф-моб, ведь его участники, по большей части, не принадлежат арт-тусовке, а просто активные участники акций в рамках мобов. Так то, что перформанс живет - и развивается! - очевидно. А развиваясь, постепенно усваивается обывателями - что тоже очевидно. Когда-то картины кубистов и фовистов шокировали публику - теперь же они служат украшением интерьера. Но всегда найдутся люди, готовы предложить ещё один, совершенно новый творческий взгляд на действительность.

Ermel, 2004

Оригинал текста находится по адресу: http://www.livejournal.com/users/ermelya/44389.html


На главную


Поддержка сайта: web-артель NICODIMUS
Rambler's Top100 Каталог зеленоградских интернет-ресурсов
Hosted by uCoz